МБОУ "Петровская ООШ"
Оренбургская область, Александровский район, село Петровка, ул. Гагарина 56 б.
  • Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты»

    Автор: Гурагат Л.В.
    В 9 классе школьники выбирают профессиональное направление и учебное заведение. Их волнует поступление в колледж, и все связанные с этим вопросы. Каждый из них понимает, какой важный выбор им предстоит совершить. На этом этапе стоит поддержать выпускника, снизить уровень тревожности и рассмотреть вместе с ним несколько альтернативных сценариев образовательных и профессиональных треков, помочь с выбором предметов для сдачи ОГЭ. Также следует отметить, что Профминимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее» — это уникальное объединение школьников, педагогов и родителей всех регионов России, а ещё психологов-профориентологов и экспертов. И всё это для того, чтобы помочь ребёнку со сложной задачей выбора профессии. Проект существует с 2018 года и накопил большой опыт профориентационных практик. В прошлом году проект охватил почти 2 миллиона школьников, обучил около 33 тысяч педагогов, создал партнёрскую сеть работодателей из более чем 2,5 тысяч предприятий, и это только начало».
    Родительское собрание «Россия — мои горизонты».

    Успешная профориентация школьников — результат взаимодействия разных сторон вопроса. Поэтому так важно говорить о ней не только с обучающимися, но и с их родителями. Цель данного собрания — дать родительскому сообществу полноценную информацию о том, чем и для чего занимаются их дети в рамках профориентационных мероприятий.

    Школа сегодня становится уникальным помощником на пути взросления ребят. Ведь она даёт не только знания, но и ценные инструменты по развитию важных компетенций и неакадемической успеваемости, имеет практикоориентированный подход и формирует готовность к профессиональному самоопределению, умение принимать осознанные решения, планировать и оценивать ситуацию на рынке труда. Все эти навыки помогут ребятам найти любимое дело жизни и стать востребованными специалистами, которые приносят пользу стране и обществу, а значит — стать счастливыми и реализованными взрослыми.

    Добрый день! Я приветствую всех участников родительского собрания!

    Выбор своего профессионального пути — один из самых важных выборов человека, ведь он влияет на многие стороны жизни. Но если подросток не научился выбирать и принимать решения, не знает свои сильные и слабые стороны, не представляет, какие возможности открывает перед ним рынок труда и что реально ему предстоит делать, выбрав ту или иную специальность, то в этом важном выборе легко ошибиться. Помочь ребёнку с вектором своего развития способна профессиональная ориентация.

    С этого учебного года в нашей школе еженедельно проходят профориентационные занятия. И наверняка у кого-то в голове возникали мысли, что это ещё один час нагрузки в школе, а ребёнок и без того загружен. Или что школа теперь будет заниматься профориентацией, а как же знания основной программы. Хочу вас успокоить: школа по-прежнему даёт ребятам широкие знания по всем предметам. Но теперь она ещё и готовит к профессиональному пути, формирует не только понимание того, какие отрасли и профессии сегодня существуют, но и как они живут, какие задачи сегодня решают и какие цели ставят на будущее. А ещё развивает важные для взрослой жизни компетенции.

    Конечно, на выбор профессии влияют многие факторы: и мода, и друзья, и ожидания семьи. И, возможно, вы удивитесь, если узнаете, что по статистике, значимее всего для подростка не социальные сети и популярные блогеры, а мнение родителей. Поэтому нашей школе так важно именно вместе с вами, уважаемые родители, помогать каждому ребёнку на пути профессионального самоопределения. Чтобы он смог сделать осознанный профессиональный выбор и найти себе достойное и полезное дело по душе.

    Сегодня мы более подробно поговорим о том, для чего нужна профориентация, познакомимся с её инструментами, узнаем, какова роль родителей в профориентации, как родителю говорить с ребёнком о профессиях и вообще строить доверительный диалог. Вас ждёт много полезной информации и практических советов.

    Еженедельно в школах всей страны проходят занятия в рамках курса «Россия — мои горизонты». Этот курс введён для всех, кто учится в 6-11 классе.

    Курс «Россия — мои горизонты» включает 34 занятия в год, то есть они проходят раз в неделю. Занятия охватывают важнейшие отрасли страны: промышленность, цифровые технологии, медицину, инженерное дело, аграрный сектор, образование и другие.

    Также стоит отметить, что курс представляет из себя не хаотичный набор различных тем, а логичную последовательность из занятий разных форматов:

    • непосредственно профориентационные занятия, позволяющие ребятам начать строить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию и развивающие важные компетенции
    • прохождения профориентационных диагностик и их разбор, дающие возможность ребятам лучше узнать себя и свои интересы
    • занятия, рассказывающие отдельно о различных отраслях, их перспективах и востребованных профессиях внутри каждой из них
    • практические занятия, дающие возможность ребятам попробовать свои силы в различных профессиях, а также проектная деятельность.

    На первых занятиях школьники узнают о самом понятии «труд» и его значении в жизни человека, об отраслях российской экономики и о том, как они взаимосвязаны между собой, как они влияют на нашу жизнь.

    Затем ребята погружаются в задачи профориентации и ставят цели, соответствующие их возрасту. Вместе с этим формируется представление о том, что такое образовательный и профессиональный трек, какие шаги нужно предпринимать в течение жизни, чтобы достигнуть определённых целей, что можно начать делать уже сейчас.

    По мере продвижения по курсу ребята имеют возможность глубже изучить различные сферы экономики и их взаимосвязь между собой, что важно не только для школьников, которые ещё не сделали свой выбор, но и для тех, кто определился.

    К примеру, кто-то из ребят, решил, что будет программистом, но программистом можно стать практически в любой отрасли: кто-то создаёт беспилотный сельскохозяйственный транспорт или роботизирует предприятия тяжёлой промышленности, кто-то занимается обучением искусственного интеллекта, кто-то создаёт медицинских роботов, способных самостоятельно проводить операции, кто-то работает в индустрии развлечений и создаёт компьютерные игры — варианты есть практически в любой сфере, и всё это программисты. Даже если взять более конкретный вариант — программист игр, то оказывается, что за этим понятием скрываются ещё минимум десяток специальностей, и каждая из них требует не только знания математики и информатики. Есть те, кто придумывает сюжеты, им важно иметь богатую фантазию и хорошую начитанность — такому программисту важна ещё и литература. Есть те, кто создаёт персонажей — это уже умение рисовать. Те, кто отвечают за реалистичность изображений и движений, должны знать физику.

    И это только первый слой вопросов. А дальше: каким именно программистом хочет стать ребёнок? В какой именно сфере? Работать только с компьютерным кодом? Или с техникой? Или даже с людьми? В крупной организации или нет? В офисе или удалённо? А может быть, в мечтах есть собственный бизнес? Готов ли наш будущий программист в этом случае решать задачи предпринимателя, ведь это уже сфера экономики? А готов ли к высокому уровню ответственности?

    Продолжать можно ещё долго, но суть в том, что чем глубже ребёнок сможет изучить ту сферу и ту профессию, которая его заинтересовала, тем лучше он будет понимать, что именно его ждёт, какие знания и навыки можно развивать уже сейчас, какое дополнительное образование выбрать, за какими работодателями следить и многое другое. И эти задачи также решает профориентация. К примеру, на занятиях ребята смотрят видеоролики и получают информацию и рекомендации из первых уст, от организаций и специалистов, которые трудятся в той или иной области прямо сейчас.

    В целом же курс построен таким образом, что в нём нет оценок, нет плохих результатов, здесь каждый ребёнок проходит свой собственный путь и каждый — победитель.

    Также следует отметить, что Профминимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее» — это уникальное объединение школьников, педагогов и родителей всех регионов России, а ещё психологов-профориентологов и экспертов. И всё это для того, чтобы помочь ребёнку со сложной задачей выбора профессии. Проект существует с 2018 года и накопил большой опыт профориентационных практик. В прошлом году проект охватил почти 2 миллиона школьников, обучил около 33 тысяч педагогов, создал партнёрскую сеть работодателей из более чем 2,5 тысяч предприятий, и это только начало.

    Программа курса «Россия — мои горизонты» и материалы к занятиям доступны на информационном ресурсе проекта «Билет в будущее» — https://bvbinfo.ru/profminimum. А к следующему году уже готовится обновлённая и расширенная версия программы.

    В рамках занятий ребята смотрят ролики, посвящённые вопросам поиска себя и своего любимого дела жизни, а для предметных уроков разработаны специальные блоки, рассказывающие о значимости того или иного школьного предмета в разных отраслях.

    Так или иначе, мы всегда являемся примером для наших детей:  они наблюдают за нашими жизнями, видят, как мы общаемся друг с другом, слышат наши рассказы о работе. И когда речь заходит о профессиональном самоопределении, самый первый и яркий пример, который у ребёнка буквально перед глазами — это профессии его родителей. Задумайтесь, что вы говорите, когда приходите вечером с работы? Какие эмоции испытываете? Всё это влияет на ребёнка, его ассоциации с работой, трудом и взрослой жизнью. И, конечно, детям важно наше мнение об их выборе профессионального пути. Одобрим ли мы его, озадачимся им или отвергнем?

    Порой так хочется наших детей предостеречь, направить, защитить от всех ошибок, а ребёнок воспринимает заботу как скучные наставления или строгие запреты. Самое важное здесь — доверие и диалог. Важно слушать и слышать своего ребёнка, даже если то, что он говорит, кажется вам наивным или поверхностным, ведь интерес и поддержка родителя — то, что нужно детям в любом возрасте.

    Но как правильно поддержать ребёнка? Как высказать свои опасения так, чтобы ребёнок не закрылся и не перестал проявлять инициативу? Как говорить с теми ребятами, кто не настроен на диалог? А может быть, вы сами не готовы или сомневаетесь в эффективности таких бесед, да и профориентации в целом? В рамках единой модели профориентации уже существует отдельный блок, разработанный специально для родителей. В нём есть множество полезных инструментов, но прежде, чем мы к ним перейдём, я хочу предложить вам поделиться своим опытом и наблюдениями.

    Ознакомиться с материалами родительского собрания, посмотреть видеоролики можно по ссылке.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie