Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)
- Цифровая школа Оренбуржья
- Материалы Функциональной грамотности от Министерства образования Оренбургской области
Документы
Мероприятия
Мероприятия 2022-2023 учебного года
Подготовка к тестированию PIZA обучающихся 8-9 классов |
Сентябрь 2022 |
Пробное тестирование по формированию функциональной грамотности у обучающихся 8-9 классов на платформе РЭШ |
fg.resh.edu.ru/ |
---|---|---|---|
Проведение тестирования PIZA |
14. 10.2022 |
Проведение тестирования PIZA по формированию читательской, математическая и естественнонаучной грамотности у обучающихся 8-11 классов. |
fg.resh.edu.ru/ |
Онлайн марафона «Марафон функциональной грамотности» |
31.10-2.11.2022 |
Организатор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Были представлены: Семинар, методическая мастерская, мастер-класс, лекция, вебинар, опыт регионов по формированию ФГ, дискуссия, круглый стол. |
|
Дополнительные материалы
Методические рекомедации:
- Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
- Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
- Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
- Методические рекомендации по формированию финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
- Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
- Методические рекомендации по формированию глобальных компетенций обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
https://youtu.be/TMg8KeItUiU
https://youtu.be/jFckp-dvUvc
https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
https://youtu.be/60nRwGDOE20